Yarga54.ru

Все о домашних любимчиках
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как белка в колесе происхождение

«Белка в колесе»: происхождение, значение и мораль. Хорошо или плохо быть «белкой в колесе»

У людей бывает много хлопот. Как определить такое состояние? Вот, например, человек бегает туда-сюда, туда-сюда и так весь день. Про него можно просто сказать: «Крутится как белка в колесе». Будем сегодня разбирать, хорошо ли быть такой «белкой».

Происхождение

Большая часть устойчивых выражений пришла в язык из устных народных источников. Другие остались как память о некоторых исторических событиях, например, словосочетание «филькина грамота». А фразеологизм «как белка в колесе» — литературного происхождения.

И. А. Крылов и фразеологизм (значение)

Значение выражения тесно связано с его литературным источником. Поэтому сначала стоит напомнить сюжет басни.

Представьте ярмарочный праздник. Среди прочих развлечений выставляют и белку в колесе, она бежит-бежит, и все по кругу. За этой занимательной картиной наблюдает Дрозд и спрашивает у Белки, а зачем же она это делает? Та отвечает, что служит у барина большого. Другими словами, занята она очень. Дрозд посмотрел и философски заметил: «Ясно мне, что ты бежишь — а всё на том же ты окне».

Естественно, что Иван Андреевич не оставляет без морали свою басню и говорит, что она посвящена тем людям, которые с виду очень заняты, но на деле не двигаются вперед.

Басня «Белка в колесе» достаточно обидная, думаем, читатель это понял вполне.

Когда люди сами себя сравнивают с Белкой, о чем это говорит?

Это говорит, прежде всего, о том, что человек либо устал, либо сам понимает бессмысленность всей своей работы, но выйти из этого «колеса» у него нет никакой возможности. Причины могут быть разными.

Парадокс современного мира в том, что басня про Белку как описание модели жизни теперь подходит многим людям. Например, нынешние ток-шоу: ведь многие зрители понимают, что это продукт не самого высокого класса, и, тем не менее, рейтинг не падает, и передачи собирают публику. Обсуждаются проблемы в таких программах самые простые и бытовые, а люди все равно смотрят.

А теперь представьте, сколько нужно людей, чтобы запустить одну такую передачу? И можно так же не сомневаться, что сотрудники программы Джерри Спрингера (аналог передач Малахова) ощущают себя маленькими пушистыми зверьками в замкнутом пространстве. А что делать? Кто-то нуждается и в такой работе.

Современный мир превращает человека в «белку в колесе»

С одной стороны, наш мир огромен — власть захватили корпорации, с другой — земной шар стал очень маленьким: теперь мы можем, благодаря Интернету и телевидению, в мгновение ока, разумеется, виртуально, переместиться почти в любую точку Земли. У этих двух достижений цивилизации есть и очевидный недостаток: человек стал эдаким муравьем, который обеспечивает коммуникацию между людьми.

Читать еще:  Картинка белка зимой в лесу

И с первого взгляда большая часть деятельности человека кажется бессмысленной и ненужной. Но такая точка зрения не совсем верна. Да, человек, сидящий в офисе или отвечающий на звонки, мало что решает, но если все хотя бы на мгновение бросят свою ненужную и не слишком приятную работу, то рухнут корпорации. Но не стоит беспокоиться: люди так не сделают, потому что большинство очень дорожит своим местом.

Мораль истории в том, что наш мир очень нуждается в «белках», потому что только они его и крутят. Сейчас наступил такой момент в человеческой истории, что «надо бежать очень быстро, чтобы оставаться на месте» — это цитата Льюиса Кэрролла давно ушла в народ и стала мировым достоянием. И она как нельзя лучше подходит для описания сегодняшнего положения вещей.

В остальном же, мы надеемся, читатель понял: сравнение «как белка в колесе» значение имела негативное. Но теперь мир так огромен, и дел у всех так много, что каждый из нас в своем роде теперь «белка», и ничего обидного в этом уже нет. Нам остается только принять нашу судьбу.

Как белка в колесе

Пословица про Крылатые выражения:

Как белка в колесе.

Смысл пословицы

Обычно употребляется вне авторского контекста — о действительно очень занятом человеке, который выполняет массу разных дел. Реже — о том, чьи усилия бесплодны, хотя и требуют немало времени и сил.

Толкование пословицы

Из басни «Белка» (1833) И. А. Крылова (1769-1844). В ней рассказывается о белке, бегающей целый день в колесе на окне барского дома: «Так бегала она, что лапки лишь мелькали и раздувался пышный хвост». И при этом она была твердо убеждена в том, что занята очень важным делом. На вопрос Дрозда, чем она занимается, Белка гордо отвечает: Я по делам гонцом у барина большого; Ну некогда ни пить, ни есть, Ни даже духу перевесть. Но Дрозд по-своему прокомментировал усилия Белки: Да, — улетая, Дрозд сказал, — то ясно мне, Что ты бежишь, а все на том же ты окне. Мораль басни: Посмотришь на дельца иного: Хлопочет, мечется, ему дивятся все; Он, кажется, из кожи рвется, Да только все вперед не подается, Как Белка в колесе..

Похожие пословицы

Пословицы отмеченные звёздочкой содержит подробное описание, раскрывающее их значение и смысл.

А без тернового венца Что слава русского певца?
А был ли мальчик?
А в остальном, прекрасная маркиза, Все хорошо, все хорошо.
А вас, сударь, прошу я толком Туда не жаловать ни прямо, ни проселком!
А Васька слушает, да ест.
А воз и ныне там!
А, впрочем, он дойдет до степеней известных.
А все-таки в ней кое-что было!
А все-таки она вертится!
А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь.
А вы, друзья, лишь годны на жаркое.
А вы на земле проживете, как черви слепые живут.
А где мне взять такую песню?
А где пастух дурак, там и собаки дуры.
А гений и злодейство — Две вещи несовместные.

Читать еще:  Полезные животные белки

Смотри все пословицы про Крылатые выражения

Скачать пословицу

Вы можете скачать изображение с текстом пословицы, поделиться им с друзьями в социальных сетях либо использовать в презентациях. Для скачивания, нажмите на картинке.

Задать вопрос

Свои вопросы, предложения и замечания присылайте через предложенную ниже форму.
Благодаря Вашим отзывам и оценкам, мы постараемся сделать проект «Игра слов» ещё лучше.

Белка

Белка олицетворяет проворство, верткость, неутомимость — крутиться как белка (в колесе). Физическая ловкость белки порождает и представление о ее хитрости: бел. х i тры як белка. Хитрость и способность к быстрому передвижению приписывалась в народных поверьях разным мифологическим персонажам. Считалось, что русалка, полудница, черт, леший, покойники бегают очень быстро («едва соследимо»; «так, что их и на коне не догнать»). Столь же быстро перемещаются в пространстве и греческие боги, и бессмертные других регионов; «Ригведа» говорит, что Вишну «тремя шагами прошел через этот мир» ( I. 22.17), при этом движение Вишну имело космогонический характер, он — «пересек земные пространства и, шагнув трижды, укрепил верхнюю сферу» ( I .154.1).

Образ белки представлен в народной демонологии. В облике белки могут появляться людям домовой, водяной, русалка; согласно русским и белорусским поверьям, стада белок находятся во власти лешего; в лужицкой быличке белка — помощница ведьмы. Взгляд на белку как на нечистое животное в значительной мере способствовал тому, что мясо белки считалось несъедобным. У хорватов беременной запрещено есть беличье мясо, т.к. ребенок может родиться черным. Однако табу на использование мяса белки в пищу одновременно указывает и на сакральность этого животного. Образ белки имеет продуцирующую семантику. В Словении среди участников масленичного ряжения, изображавших свадебную процессию, были ряженые белки. В польском соннике XIX в. белка во сне толкуется как предвестье счастливой женитьбы или рождения детей. В Словакии лоскут ткани, которым отгораживали роженицу, украшали вышивкой с мотивами белки, петуха, оленя и павлина. Кусок беличьей шкурки использовался у словаков при обмывании новорожденного 1 .

Белка получил a название по цвету шкурки очень редкой — белой — разновидности. Белые животные, белые птицы, особенно те, что редки или вообще не встречаются в природе, считаются особыми, колдовскими или царями над своими сородичами. Так, белый волк — «царь над всеми волками» и в то же время — «леший, лесной царь». В текстах представлена огненная символика белки, что отчасти мотивировано рыжей («черемной», «опаленной») окраской ее меха. (Однако слово белый — общеслав. индоевр. характера; образовано посредством суф. -l- от индоевр. * bhā — «светить, сиять, блестеть»: ср. др.-инд bhās — «сияние», bhālam — «блеск»). Белый цвет означает сакральность, чистоту, плодородие, свет и т.п.; это один из основных элементов цветовой символики, противопоставленный прежде всего черному цвету. Ср. представление о «царстве тьмы» как о загробном мире, противопоставленном «белому свету». Однако «белый» — частый эпитет смерти: в образе женщины в белых одеждах представляли смерть. Польские крестьяне называют ее Biała, при этом ożenić się z Białą [ жениться на Белой ] означает «умереть». На Смоленщине домовой иногда называется белуном, он с белой бородой, в белом саване и с белым посохом. В Белоруссии русалку зовут белой бабой 2 . В африканском племени ндембу белый цвет символизирует благо, источник силы и здоровья, чистоту, отсутствие неудач, силу, власть, зачатие и рождение ребенка, встречу с духами предков, щедрость, охотничью доблесть 3 .

Читать еще:  Белка в мужском роде

Представление о судьбе как о кольце, внутри которого заключен человек, позволяет понять «колесо» Иксиона и использование в симпатической магии птички-вертишейки, которую привязывали к колесу, чтобы вращением этого колеса связать любовью намеченную жертву (Т heocr . II; Но r . Еро d . XVII 7). «С Олимпа принесла людям Кипророжденная цветную вертишейку, прикованную к неизбежному кругу», — говорит Пиндар (Ру th . IV 214 слл., ср. Nem . IV 35), следующими словами описывающий кару Иксиона, постигшую его за любовь к Гере: его привязали за руки и за ноги к колесу, бросив в «неизбежные узы» (Ру th . II 40 c л., ср. кару Тития). Колесо — это особого рода «узы» с вынужденным движением. Мы видели, что орфики именуют Диониса «разрешителем» ( Λυσεύς ), который при совершении ритуала «освобождает неправедных предков».
С этими идеями, вероятно, связано и происхождение орфической концепции κύκλος — круга или колеса, к которому привязан человек, проживающий нежеланную судьбу. Прокл сообщает, что посвященные Орфеем Дионису и Коре похваляются выходом из круга и отдыхом от бед (Р lat. Tim . 42 с- d =О rph . Fr . 229 Ке rn ); Симплиций добавляет, что по учению орфиков человек привязан к колесу судьбы и порождения, из которого невозможно выйти никому, кроме тех, кому Зевс назначил выйти из круга и отдохнуть от бед ( Simp. Cael . II 1, 284 а, 14=О rph. Fr . 230 Ке rn ). 4

1. Гура А.В. Белка // Славянские древности. Т.1, М., 1995, с.149-150

2. Толстой Н.И. Белый цвет // Там же, с.151-154

3. Тэрнер В. Символ и ритуал. М., 1983 (Глава «Цветовая классификация в ритуале ндембу» — с.71-103).

4. Онианс Р. На коленях богов. М.: «Прогресс-Традиция», 1999, с. 426.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector