Yarga54.ru

Все о домашних любимчиках
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Описание ежика для детей

Детям о животных: Ежики

Часто встречая иллюстрации с изображением ежика на страницах детских книг, малыши удивляются необыкновенному виду этого животного и задают множество вопросов о том, как питается зверек, где и с кем живет.

Что же рассказать малышам о ежиках?

Еж – самое известное колючее животное. Колючки – это его защита от неприятелей (лис, волков, сов, барсуков, куниц и других лесных хищников). Едва заметив приближающуюся опасность, еж сворачивается в клубок, обороняясь от нападения.

Иголок у ежика очень много – в среднем, до 10 тысяч штук.

Между колючками у ежей растет шерстка – тонкие, редкие, едва заметные волоски. Животик и голова животного также покрыты шерсткой.

У зверька крупная голова и вытянутая мордочка с подвижным и влажным носом. Маленький ротик с мелкими и острыми зубками.

Есть у ежиков и маленький, а иногда и не очень маленький, хвостик – от 1 до 21 см, в зависимости от вида.

На тоненьких лапках по пять длинных пальчиков.

Ежики, преимущественно, ночные животные, однако, это не значит, что они хорошо видят в ночное время – зрение у ежей очень слабое, зато обоняние и слух — превосходные. А еще, ежики достаточно медленные животные – порой, они не в состоянии догнать даже мышь, зато некоторые из видов отлично лазают и даже плавают.

Живут ежики в лесах, пустынях, степях, парках, садах и огородах, а иногда появляются и в городе. Если вы живете в частном доме, то встретить этого забавного зверька можно даже на заднем дворе – ежи очень часто соседствуют с человеком.

В качестве жилища ежи предпочитают норки между корнями деревьев, в кустах, вырытые самостоятельно или оставленные грызунами.

Днем ежи прячутся в своих норках, а вот ночью выходят на охоту. Чем питаются ежи?

Ежи всеядны – они будут рады полакомиться насекомыми, грибами, грызунами, орехами или ягодами.

Ежегодно, у ежих рождаются совсем крошечные ежата (от 1 до 7). Весит новорожденный еженок всего 12 грамм. Новорожденные ежики совершенно слепые и голые. Иголочки и шерстка появляются у них в течение первых суток жизни. Ежи выкармливают своих детенышей молоком целый месяц, и только потом ежата переходят на взрослую пищу.

Куда исчезают ежики зимой?

С октября по апрель ежики впадают в спячку, как медведи.

В природе ежи живут 3-5 лет, а вот в домашних условиях их продолжительность жизни значительно увеличивается до7-10 лет.

Что значит в домашних условиях?

Наверняка, многие из вас в детстве приносили ежиков домой, кормили молоком и умилялись их забавной мордочке и неуклюжести?

Так и сегодня ежики, это достаточно популярные домашние животные. Только вот приносить ежика с улицы может быть чревато заражением рядом опасных заболеваний, таких как сальмонеллез, стригущий лишай, геморрагическая лихорадка, бешенство. Кроме того, ежики переносчики паразитов – клещей и блох. Поэтому, если вы решили обзавестись домашним питомцем – ежиком, позаботьтесь о безопасности своих близких и приобретите животное в специализированном магазине.

Ёж, конспект занятия по ознакомлению дошкольников с природой

Конспект занятия по родной природе и лепке в средней группе, тема занятия: «Ёж»

Автор занятия: Давыдова Светлана Алексеевна, воспитатель-методист высшей квалификационной категории.

Программное содержание:

Расширить знания детей о ежах (внешний вид, образ жизни, питание, повадки). Учить детей понимать природные взаимосвязи.
Упражнять в звукоподражании.
Развивать артикуляционный аппарат, мышление.
Воспитывать интерес и бережное отношение к живой природе.

Оборудование:

Картинки с изображением ежа, ежат. Яблоки настоящие и вырезанные из цветного картона с написанными на них вопросами.
Пластилин, кожура каштана конского, оборудование для лепки.

Ход занятия:

Ребята, у нас сегодня в гостях маленький лесной зверек.

Шубка – иголки,
Свернется он – колкий,
Рукой не возьмешь.
Кто это?
(Еж)

Ежик хочет рассказать вам о своей лесной жизни. (Показ игрушки или вырезанной картинки «Ежик»).

Рассказ о жизни ежа.

Родился я, ребятки, весной. Было нас два брата и три сестры. А сколько всего, знаете? Пятеро ежат. Были мы малюсенькие и все время лежали под брюшком у мамы-ежихи. А брюшко у нее теплое, мягкое и молоком пахнет. Вот мы и сосали мамино молочко все впятером разом, причмокивая. Вот так. (Звукоподражание).
А вы можете повторить?

Артикуляционное упражнение «Причмокивание»

Сначала мы – ежата были совсем голенькие и слепые. А потом у нас открылись глазки и стали вырастать маленькие мягкие иголочки. Иголочки наши подрастали и твердели, пока не стали совсем твердыми. Тогда мама-ежиха начала нас по лесу водить, учить, показывать что к чему. А мы за ней как пыхтящий паровозик с вагончиками.

Как вы думаете, ребята, почему мама не выпускала нас, ежат, пока не выросли иголки? (Ответы детей). Без иголок мы беззащитные, легкая добыча.

Скоро мы начали сами себе еду искать. Знаете, что ежи любят кушать? Все, что попадется: змей, птичьи яйца, кузнечиков, яблоки и груши, улиток, пчел, червяков, земляные корешки, ягодки, ящериц, мышек. С наступление темноты мы выползаем из норы и ищем себе пищу. Всю ночь топает, под каждый листок заглядываем, переворачиваем ветки. У нас чуткие нос и ушки.Мы, как и люди, различаем многие цвета. А остальные звери видят мир только в черных и белых цветах.

Почему нас называют ночными охотниками? (Ответы детей). Потому что мы охотимся, ищем пищу ночью.

Дыхательное и имитационное упражнение «Ёжик»

Покажите, как ежик ищет еду, морщит носик, фыркает.
Дети, подражая воспитателю, морщат носик и прикусывают нижнюю губу, произносят звук «ф-ф-ф».

Покажите, как ежик сердится, пыхтит.
Дети хмурят брови и произносят звукосочетания «пых-пых-пых».

Ежик надувает и сдувает щеки.
Дети надувают щеки, а затем делают выдох с призвуком «пу-у-у».

Когда ежик устанет.
Выдох горлышком с призвуком «ха-а-а».

Язычок высовывает.
Широкий язычок кладут на нижнюю губу и держат 5 секунд в таком положении.

Ежик вдруг начал зевать.
Имитируют зевание.

Не пора ли с ним играть?

Динамическая пауза «Путешествие в лес»

Здравствуй лес, прекрасный лес,
(Широко развести руки в стороны)

Полный сказок и чудес!
(Повороты влево-вправо с вытянутыми руками)

Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица?
(Дети всматриваются вдаль, держа округленную ладонь над бровями, поворачиваясь при этом влево и вправо)

Ветер дует нам в лицо —
(Руками махать себе на лицо)

Закачалось деревцо.
(Руки подняты вверх. Покачиваться вправо-влево)

Ветер тиши, тише, тише —
(Приседания, руки вперед)

Деревцо все выше, выше.
(Плавно поднимаясь, поднять руки вверх, встав на носки)

Раз — присядка,
(Присесть)

Два — прыжок.
(Подпрыгнуть)

Это заячья зарядка.
(Ладони на голову — «ушки на макушке»)

А лисята, как проснутся,
(Кулаками протереть глаза)

Любят долго потянуться.
(Потягивание с отводом рук)

Обязательно зевнуть,
(Зевнуть, прикрыв рот ладонью)

Ну и хвостиком вильнуть.
(Покачивание бедрами из стороны в сторону)

А волчата — спинку выгнуть
(Прогнуться в спине вперед)

И легонечко подпрыгнуть.
(Легкий прыжок вверх)

А кому зарядки мало —
(Развести руки в стороны ладонями вверх)

Начинаем все сначала!

Когда у нас выросли твердые иголки, нам уже не страшны стали ни собаки, ни волки, ни медведи, ни лисы. Даже пословица такая есть: «На то ежику и щетина дана, чтоб собаки не кусали». Хотя лисы мы, ежи, все-таки боимся. Она нас хитростью берет. Загонит в лужу, а мы воду не любим и сразу разворачиваемся. Тут лиса хвать ежа за мягкий живот и съедает, только иголки остаются. Или возьмет и написает на ежа сверху, еж тоже раскроется и – пропал. Лиса ведь хитрое и коварное животное. Кто в сказках самый хитрый, лукавый, увертливый и коварный? Конечно же – лиса.

От врагов нас только иголки и спасают. Ножки ведь у нас коротенькие, быстро бегать мы не умеем. Иголки покрывают все ежиное тело, кроме головы и живота. Вот мы их и защищаем, свернувшись в клубок. Чуть опасность почувствуем, сразу свернемся в клубок, зашипим и затукаем, как маленький мотоцикл. Вот так. А вы можете повторить?

Артикуляционное упражнение «Ежик»

(закрытым ртом издавать губами звуки, подобные «тук-тук-тук»)

А в конце осени ежи сворачиваются в клубок и спят в теплом гнездышке-норке устланном травой, мхом и листьями. А раз всю зиму еж спит, то и запасов ему не надо делать, как белке, например. Перед тем, как залечь в спячку, нам нужно много еды съесть. Ведь если не зажиреешь к зиме, тощим ляжешь, так и помрешь, солнечных деньков не дождавшись. А просыпаемся мы только весной, когда станет совсем тепло.

Как вы думаете, нужны ежам запасы на зиму, как белкам?
Почему? (Ответы детей). Нет, не нужны, ведь мы всю зиму спим.

Ребята, если вам доведется повстречаться с ежиком, я вас очень прошу – не забирайте его к себе домой. Ежи не живут в домах, они заболевают и умирают. Мы любим жить у себя в лесу, а не у вас в домах. Если встретите ежика, рассмотрите его тихонько, не пугая, и идите дальше своей дорогой. А еж отправится дальше по своим лесным ежиным делам. Послушайте стихотворение. В нем рассказывается про одного ежика, которого забрали из леса в дом. К счастью, все закончилось хорошо для этого ежика, и его отнесли обратно в лес.

Если Ежик не пьет молоко,
Значит, где-то в лесу далеко
Под кустами, в гнезде из листочков,
Есть у ежика сын или дочка.
Значит, надо ежика взять
И в лес отнести опять.
(Ю.Щербаков)

Ну что, ребята, понравился вам мой рассказ? (Ответы детей). Что нового вы узнали о ежах? (Ответы детей).

Читать еще:  Как зимуют ежики в природе фото

А сейчас конкурс! Я буду задавать вам вопросы о нас, ежах.
Вопросы написаны на бумажных яблочках. Кто на вопрос ответит, тому это яблочко подарю. А еще угощу настоящим яблочком.

Вопросы:

1. Какими рождаются ежи?
2. Расскажите о детстве ежей: как растут, учатся, кушают.
3. Когда ежиха начинает выводить ежат из норы? Почему? Зачем?
4. Чем питаются взрослые ежи?
5. Почему ежей называют лесными охотниками?
6. Как ежи зимуют?
7. Назовите ежиных врагов?
8. Какие звуки умеют издавать ежи?
9. Как вы поступите, повстречав живого ежика?

Молодцы, ребята! Кушайте яблочки на здоровье. Вы теперь много знаете о ежах. И самое главное, я уверен, что никто из вас никогда не обидит ежика. Вот вам книги о нас, ежах. Из них вы узнаете еще много интересного о нас, ежах. А сейчас пора прощаться. Спасибо за заботу и помощь. До свидания!

Наш ежик ушел. Но мы можем сделать себе ежиков из пластилина и кожуры каштана. Как, по-вашему, из чего лучше сделать голову и живот ежа? А колючки? (Ответы детей).

Давайте разомнем пальчики, приготовим их к работе.

Пальчиковая гимнастика «Ежик колкий»

Ежик, ежик колкий,
(Пальцы двух рук сплетены в замок)

Покажи иголки.
(Движения кистями вправо-влево)

Вот они. Вот они. Вот они.
(Пальцы выпрямляются, кисти сложены в замок)

Ежик, ежик колкий,
(Движения кистями вправо-влево с выпрямленными пальцами)

Спрячь свои иголки.
Раз, и нет иголок.
(Пальцы складываются в замок)

Лепка из пластилина и природного материала

Обыгрывание поделок, угощение яблоками.

В 1930 году в американский прокат вышел фильм «Песня мошенника» (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев .

Беседа с детьми средней группы на тему «Ёжик»

Неверова Валерия
Беседа с детьми средней группы на тему «Ёжик»

Программное содержание:

— воспитывать любовь к природе, интерес к жизни диких животных, бережное отношение к ним;

— активизировать словарный запас; развивать диалогическую речь.

— расширять знания детей о жизни ежа: чем питается, каков его образ жизни, как спасается от хищников,

— закрепить знания детей о внешнем виде ежа;

Ход беседы:

Воспитатель: Ребята, послушайте загадку:

Живет в глуши лесной,

Иголок очень много,

А нитки — ни одной. (Ежик)

Кто догадался, о ком говорится в загадке?

Воспитатель: Конечно это ежик! А вот и наш гость! (воспитатель достаёт игрушку ёжика). Давайте ребята поздороваемся с нашим гостем (дети приветствуют ежика). Давайте назовём его Пых? Пыху очень интересно узнать, что вы знаете о нём и его семье.

Воспитатель: Давайте, покажем Пыху наши знания и расскажем все, что знаем о ежах.

— Какой ежик по величине?

— Чем покрыто тело ежа?

— Поэтому еж какой? (колючий)

Воспитатель: Правильно, еж колючий. Вся спина и бока ежа покрыты иглами. А на мордочке лапках и брюшке короткая, жесткая, серая шерстка.

— Ребята, какая мордочка у ежа?

Воспитатель: Мордочка вытянутая, подвижная; нос острый. глаза чёрные, круглые, уши короткие, округлые, почти спрятаны в шерстке.

— Какие лапки у ежа?

Воспитатель: Лапки короткие, с довольно острыми когтями.

— Ребята, как вы думаете, у ежа есть зубы?

Воспитатель: Да, у ежа есть зубки, мелкие и острые.

— А что любит кушать еж?

Воспитатель: Правильно. Он любит ягоды, фрукты, грибы. А еще Пых ест, дождевых червей и комаров.

Физкультминутка:

Еж спешил к себе домой,

Нес запасы он с собой.

Через кочки еж скакал,

Быстро по лесу бежал.

Вдруг он сел и изменился –

В шарик круглый превратился.

А потом опять вскочил

И к детишкам поспешил. (повторить 2 раза)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, для чего Пыху нужны иголки?

Воспитатель: Правильно, иглы нужны ежу для защиты. При опасности еж свертывается клубочком, пряча мордочку и лапки.

Подвижная игра «Ёжик».

Ловит смело страшных змей.

И хотя он очень колкий,

Обижать его не смей!

Он в лесу живет густом

Лес для ёжика как дом!

Воспитатель: У ежей много врагов. Это лисы, барсуки, хорьки, совы, и собаки. Дети, а ежи умеют плавать?

Воспитатель: Ежи хорошо плавают вытягивая мордочку вперед. А как вы думаете, что делает наш друг Пых зимой?

Воспитатель: Конечно, зимой ежи спят. С наступлением холодов, ежи закрывают вход в свою норку и ложатся спать – впадают в спячку. Наш ёжик тоже собирается ложиться спать. Он уже приготовил для себя норку. Уютную, сухую и тёплую. Вот только он задумался: «Почему он ложится спать в тёплой и сухой норке, а когда просыпается весной – в ней холодно и мокро?».

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему же так происходит?

Воспитатель: Давайте проверим наши догадки? Проведём небольшой опыт. Представим, что это норка ёжика. (Достаёт заранее приготовленную заготовку) Наступила зима. Она заботливо укрыла норку ежа снегом, чтобы ему было теплее. (Воспитатель насыпает снег на «норку» ежа). Но вот пришла весна. Солнышко начало припекать. (Воспитатель подогревает снег феном) Давайте посмотрим, что же происходит?

Воспитатель: Таким образом, мы с вами увидели, что наша догадка была верна весной солнышко припекает и растапливает снег он тает и капельки воды попадают в норку. А наш ёжик теперь знает, почему он просыпается весной в сырой и холодной норке.

Воспитатель: Ёжику пора идти в лес! Попрощаемся с нашим гостем. До свидания, до встречи весной.

Воспитатель: Вы сегодня порадовали меня своими знаниями, надеюсь, что вы всегда бережно будете относиться к животным и растениям.

Беседа с детьми старшей группы на тему «Моя семья» Беседа с детьми старшей группы по теме «Моя семья». МДБОУ «Детский сад № 43» Воспитатель Харламова Н. В. Цель: Формировать у детей позитивное.

Беседа по ознакомлению с окружающим с детьми подготовительной группы на тему «Наша страна — Россия» Программное содержание: формировать в воображении детей образ Родины, представление о России как о родной стране, воспитывать патриотические.

Беседа с детьми средней группы «Мой город — Саранск» Беседа с детьми средней группы «Мой город – Саранск» Программное содержание: формировать у детей представление о Мордовии, родном городе.

Беседа с детьми средней группы «Путешествие капельки» Цель: познакомить детей со свойствами воды. Задачи: Образовательные: способствовать развитию у детей представлений о воде и ее значимости.

Беседа с детьми старшей группы на тему «Наш Санкт-Петербург» Беседа с детьми старшей группы на тему «Наш Санкт-Петербург» Цель: расширить представление детей о своем родном городе Задачи: -развивать.

Беседа с детьми старшей группы на тему «Спортивные знаменитости Мордовии» Беседа с детьми старшей группы на тему: «Спортивные знаменитости Мордовии» Цель: формировать знания у детей о различных видах спорта, спортсменах.

Беседа с детьми в средней группе на тему «Великая Отечественная война» Цель: формирование знаний о Великой Отечественной войне. Задачи: 1. Закрепить знания детей о Дне Победы, о событиях Великой Отечественной.

Беседа с детьми второй младшей группы на тему «Пожарная безопасность» Цели и задачи: познакомить детей со службами безопасности, для чего они нужны, куда обращаться за помощью в случае возникновения пожара,.

«Наша Родина-Россия». Беседа на патриотическую тему с детьми подготовительной к школе группы НАША РОДИНА – РОССИЯ (беседа на патриотическую тему с детьми подготовительной к школе группы) Виды детской деятельности: коммуникативная,.

Занятие по пластилинографии с детьми 5–6 лет на тему «Ёжик» Цель: Развитие мелкой моторики пальцев рук. Обучающие задачи: — Расширять представление о жизни ежах. Развивающие задачи: — Развивать интерес.

ЕЖ ОБЫКНОВЕННЫЙ, ОПИСАНИЕ, ЧЕМ ПИТАЕТСЯ, ФОТО, ВИДЕО, СРЕДА ОБИТАНИЯ, ФАКТЫ

ЕЖ ОБЫКНОВЕННЫЙ

Еж млекопитающее, относящееся к классу хордовых, семейству ежовых. Происхождения ежа обыкновенного до сих пор не изучено. С одной стороны, название ежа переводится с греческого как пожиратель змей, с другой стороны, переводится «колоть». Сегодня мы поговорим о среде обитания ежа, узнаем, где и как он живет и питается, какие факты есть оеже. Начнем с описанияежа обыкновенного.

Описание обыкновенного ежа

Длина тела обыкновенного ежа составляет 20-30 см,хвост 3 см, вес до 800 гр. Окрас ежа буро-коричневый, с темными своеобразными поперечинами. У ежа достаточно крупная клиновиднообразная форма головы с заостренной мордочкой и длинным влажным носом. Зубы его хоть и маленькие, но острые! На нижней челюсти 16 зубов, на верхней 20, всего 44 зуба. Задние лапы ежа длиннее передних, на каждой из которых по 5 пальцев, именно средние пальцы помогают ежу очищать иголки. Иголки его полые, а между ними можно увидеть короткие волоски, а на брюхе и голове обычная шерсть.Еж на себе носит, приблизительно 10 тысяч иголок, которые время от времени обновляются. Линька у него происходит медленно, в осенне-весенний период меняется лишь каждая третья иголка, где иглы растут около года, иногда и дольше.

Еж зверь ночной, поэтому зрение его слабое, но острое обоняние и слух. В случае опасности, он сворачивается в клубок или убегает, где скорость его будет 3-4 км/ч. К тому же, он прекрасно плавает. Продолжительность жизни такого ежа в среднем 3-5 лет. Но в домашних условиях может прожить 8-10 лет.

Среда обитания ежа обыкновенного

Как мы говорили, еж живет 3-5 лет, а продолжительность его жизни зависит от природных врагов, вечно охотящихся на него: волки, орлы, хорьки, лисы, мангусты, гиены, шакалы, совы, куницы, барсуки, медоеды и многие другие хищники. Ежики живут в лесах, степях, пустынях, в городах. Они роют для себя норки под корнями деревьев, под кустами, или же селятся в брошенных норках. Самостоятельно еж выкапывает норку 1 метр, предпочитая скрываться у пустот под камнями или в расщелинах между скалами. Днем еж спит, а ночью выходит на охоту. Обыкновенные ежи обитают на территории Западной, Центральной Европы, на Северо-Западе России, в Великобритании, в Казахстане.

Читать еще:  Карликовый африканский ежик

ПИТАНИЕ, ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ЕЖА ОБЫКНОВЕННОГО

Чем питается еж обыкновенный

Еж всеядный, в природе питается и насекомыми, и фруктами. Из насекомых, он с удовольствием поедает дождевых червей, жуков, пауков, гусениц, слизней, уховертки, жужелицы. Ежи любят ящериц, мышей, птичьи яйца, лягушек и жаб, саранчу, ракообразных и беспозвоночных животных. Помимо мышей, дикий ежик питается и другими мелкими грызунами, рацион его невероятно разнообразен. К тому же, он устойчив от яда, например змеи и скорпиона, что без страха позволяет ими пообедать. Из растительной пищи обыкновенный ежик кушает злаки, малину, грибы, яблоки, клубнику, ежевику, мох, желуди. А вот падаль и мусор на дачных участках есть не станет, это миф! Еж за лето хорошо отъедается, поскольку в зимнее время в спячке может погибнуть. Именно запас жира позволяет пережить спячку с октября до апреля.

Еж обыкновенный интересные факты

1. Еж появился на Земле 15 миллионов лет назад

2. Древние римляне использовали шкуры ежей для вычесывания овец

3. В спячке, температура ежа может достигать 2 градуса

4. Жареный еж – излюбленный деликатес цыган

5. Ежи не способны догнать мышь, хоть и не прочь такой добычи

6. Сербы лечат алкоголизм ежиной мочой, а его маленькое сердце используют в качестве талисмана

7. Как мы часто видим в мультиках, еж на иголках тащит грибы или яблоки – это миф! Он не способен свернуться таким образом, чтобы посадить пищу на иголки

8. В начале 20 века сети ресторанов McDonalds погубила множествоежей совершенно случайно. Дело в том, что стаканчики от мороженного были узкие, а ежики у помоек с удовольствием засовывали головы в эти стаканчики и вылизывали остатки сладкого, но беда заключалась в том, что из-за диаметра они не могли вытащить голову обратно и попадали в ловушку! Защитники животных протестовали, и ресторан увеличил диаметр стакана.

ВИДЕО: ЕЖ ОБЫКНОВЕННЫЙ

В ДАННОМ ВИДЕО, ВЫ УВИДИТЕ, КАК ВЫГЛЯДИТ ОБЫКНОВЕННЫЙ ЕЖ, И УЗНАЕТЕ МНОГО ПОЛЕЗНОГО И ИНТЕРЕСНОГО

Бесплатный
Дистанционный конкурс «Стоп коронавирус»

Приглашаем к участию
учеников 1-11 классов

Идёт приём заявок

Конспект по живому миру на тему «Открытый урок «Еж»

Дикие животные. Ёж

1. Выявить имеющиеся знания о диких животных.

2. Ознакомить учащихся с особенностями ежа, его образом жизни, со способами защиты от врагов.

3. Учить логично и последовательно строить описание.

4. Вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе.

Оборудование: предметные и сюжетные картинки, схемы-опоры, плакат для организационного момента, карточки-слова, счётные палочки, карточки для конструирования ежа из счётных палочек.

Словарь: ёж, ежиха, ежонок; серый, колючий, маленький; фыркает, лакает, спит, сворачивается, ловит мышей; спячка.

I. Организационный момент.

1) Упражнение на развитие зрительного восприятия, внимания, узнавания.

– Отважный Робин Кот из Котландии дружит со всеми лесными зверями.

– Назовите друзей Робин Кота, которые спрятались на этой картинке.

Ответ: медведь, лось, барсук, ёж, белка, заяц.

2) Упражнение на развитие логического мышления.

– Чем отличаются предметы справа от предметов слева?

II. Актуализация опорных знаний и представлений.

– Назовите животных, которые живут в лесу.

– Как они называются?

– Послушайте загадки и найдите отгадки в картинках:

Хвост пушистый – краса!

А зовут её … (лиса).

– Какая лиса? (Хитрая, рыжая, ловкая.)

– Где живёт лиса? (Лиса живёт в норе.)

– Кто ещё живёт с лисой? (С лисой живут лисята, лис.)

На овчарку он похож.

Что ни зуб – то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть.

– Где живёт волк? (Волк живёт в логове.)

– Продолжите предложение по смыслу: Волк – это папа в семье волков. Мама – … (волчица). Дети – … (волчата).

– Какой волк? (Злой, голодный, сердитый, серый, зубастый, клыкастый, лохматый.)

– Кто это? Как догадались?

– Заяц какой? (Трусливый, быстрый, маленький, серый, белый, ловкий.)

– Назовите, кто изображен на отобранных вами картинках.

– Как можно назвать их одним словом?

III. Введение в тему.

1) Определение темы урока учащимися.

– Отгадайте загадку и определите тему нашего урока:

Живёт в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки ни одной.

– По каким признакам вы определили, что это ёж?

– Сформулируйте тему нашего урока.

2) Сообщение темы урока учителем.

– Верно, тема нашего урока – «Дикие животные. Ёж». Вы познакомитесь с особенностями и повадками ежа, узнаете о том, как ёж спасается от врагов. Научитесь составлять рассказ-описание ежа.

– Откройте тетради, запишите число, тему урока.

IV. Изучение нового материала.

1) Рассматривание картинки (чучела) ежа, аналитическая беседа.

– Назовите и покажите части тела ежа.

– Как вы глядит ёж?

– Какая у ежа мордочка? (Маленькая, с вытянутым носиком.)

– Что есть на голове у ежа? (Мордочка, носик, ротик, глазки, ушки.)

– Какие лапки у ежа? Сколько их?

– Какое тело у ежа?

– Чем покрыто тело ежа?

– Есть ли колючки на животике? А на мордочке?

– Как вы думаете, чем питается ёж?

– Приносит ли ёж пользу?

2) Рассказ учителя.

– Вспомните, как выглядит ёж. Вы наверняка видели этого зверька на рисунках, в мультфильмах, живом уголке или лесу.

– Мордочка у ежа маленькая, с вытянутым носом, вся покрыта короткими серыми волосками.

– Чёрные, как бусинки, глаза кажутся внимательными и умными, но видит ёжик плохо.

– А вот нюх у него прекрасный.

– Лапы у ежа короткие с маленькими коготками.

– Что-то мы ещё забыли?

– Ну, конечно, колючки! На спине носит ёж колючие иголки, про него даже есть такая загадка: «Под соснами, под ёлками лежит мешок с иголками».

– А как же ежу без иголок? Ведь они спасают его от врагов. Свернётся ёжик в колючий клубок, ощетинит свои острые иглы – попробуй-ка съешь его! Правда, кумушка лиса придумала, как перехитрить ёжика. Свернувшегося в колючий клубок ежа лиса скатывает потихоньку с берега в воду, где ёж быстро развёртывается, и лисица легко расправляется с ним. Но если ни ручья, ни реки поблизости нет, то лиса не может причинить ёжику вреда: обнюхает его, да и убежит прочь.

– Как выглядит ёж?

– Что помогает ежу спасаться от врагов?

– Осенью возле старого пня ёжик приглядел себе норку и стал устилать её сухими опавшими листьями.

– А как же ёж переносит листья в своё жилище?

– Ёжик по-своему заготавливает подстилку. Кубарем катается по траве и накалывает листву на свои иглы. Встанет ёж и понесёт на себе листовой матрац в гнездо. Идёт неправдоподобное чудище, узнать невозможно зверька: копна копной! Принесёт ёжик сухие душистые листья в свою норку и устелет ими зимнюю постель.

Ёж не делает запасов на зиму. Когда настанут холода, он заберётся в свой тёплый и уютный домик и крепко проспит до весны. Полетят с неба снежинки: снег белым покрывалом укроет нору, никто ежа под снегом не найдёт, сон его не потревожит.

– Как называется жилище ежа?

– Чем утепляет ёж свою нору?

– Как ёж переносит листья в своё жилище?

– Делает ли ёж запасы на зиму?

– Что делает ёж зимой?

– Зимой, может быть, приснится ёжику, как он бродил летом по лесу, ловил червей, жуков, юрких ящериц, ядовитых змей, мышей и лягушек – ведь это его любимые лакомства.

– Вы запомнили любимые лакомства ежа?

– Когда пригреет тёплое весеннее солнышко, побегут ручьи, растает снег, ёжик выходит из норы. Весной в ежиной норе появляются малыши, они родятся с закрытыми глазами и ушами. Иголок на ежатах сначала нет вовсе, они появляются через час-полтора после рождения – белые, мягкие. Мама ежиха очень любит своих детей, кормит их молоком, почувствовав первые признаки опасности, перетаскивает их в другое, более спокойное местечко, которое приглядела заранее.

Малыши быстро подрастают и крепнут. Когда откроются глазки и ушки, а иголки потемнеют, станут твёрдыми и колючими, ежата выходят из норы, бегают следом за мамой, смешно пофыркивая и постукивая коготками. Родители учат детёнышей искать пропитание, ловить жуков, моллюсков и мышей.

Днём ежи спят в норе под замшелым старым пнём или в ямке под корнями дерева, а ночью выходят на охоту: уничтожают вредных насекомых, воюют с крысами, мышами, ядовитыми змеями. И лесу, и людям от них польза!

– Как называют маму ежат? А папу?

– Как выглядят новорождённые ежата?

– Ежи быстро привыкают к людям, пьют из блюдечка молоко, а мышей ловят не хуже кошек.

– Понравился вам рассказ?

– Что нового узнали из моего рассказа?

Цели: координация речи с движением, развитие творческого воображения, подражательности, общих речевых навыков.

Маленький ежик, колюченький ёжик

(дети идут по кругу, имитируя ходьбу ёжика, сделав «ушки» из ладошек и двигая ими вперёд и назад)

Всех нас смеяться заставил до колик.

(Останавливаются, держатся за животики.)

Прыгал за белкой, за уткой скакал

(сначала прыгают на прямых ногах, затем вприсядку),

Лапкой тюльпан поднимал, как бокал.

(Останавливаются, поднимают воображаемый бокал к лицу.)

Ах, как смешно его уши торчали!

(Делают «ушки» из ладошек.)

Мы хохотали души в нём не чая.

(Опять держатся за животики.)

Но на опушке, заметив волков,

Читать еще:  Что любит ежик кушать

Тут же наш ёжик свернулся в клубок.

(Приседают, голову опускают, имитируют сворачивание в клубок.)

1) Обобщающая беседа.

– Как выглядит ёж?

– Что помогает зверьку спасаться от врагов?

– Всегда ли ежа спасают иголки от врагов?

– Как называется жилище ежа?

– Чем устилает он свою норку?

– Как ёж переносит листья в своё жилище?

– Делает ли зверек запасы на зиму? Почему?

– Что делает ёж зимой?

– Когда у мамы ежихи появляется потомство?

– Как выглядят маленькие новорождённые ежата?

– Когда ёж выходит на охоту?

– На кого он охотится?

– Чем питается ёж?

– Приносит ли он пользу?

– Кому приносит пользу ёж?

2) Лексические упражнения.

3) Составление предложений по схеме-опоре.

Ежик любит лакомиться мышами жучками

змеями лягушками червями

Зимой ёжик спит

4) Составление рассказа.

– Чтобы чётким был рассказ, план-рисунок есть у нас!

1.

5) Выкладывание фигурки ежика из счётных палочек по образцу.

– О ком шла речь на уроке?

– К какой группе животных относится ёж? Почему?

– Какой ёж? (Колючий, сердитый, ловкий, быстрый, смелый, умный.)

– Назовите его семью. (Ёж, ежиха, ежонок, ежата.)

– Кто это? (Ёж, ежиха, ежонок.)

– Мы увидели в лесу кого? (Ежа, ежиху, ежонка.)

– Мы дадим молока кому? (Ежу, ежихе, ежонку.)

– Нам понравился кто? (Ёж, ежиха, ежонок.)

– Мы любуемся кем? (Ежом, ежихой, ежонком.)

– Я вам рассказала о ком? (О еже, о ежихе, о ежонке.)

1) Ёж – удивительное животное, приспособленное к самым опасным ситуациям. Тело его покрыто жёсткими торчащими иголками. При опасности ёж сворачивается в комочек, и получается игольчатый мячик, за который не возьмёшься. Питается зверёк жучками, червяками, лягушками. Зимой ёж спит в норке под корнем большого дерева.

2) Ёж относится к группе диких животных, так как он живёт в лесу, без помощи человека. Характерная особенность ежа – способность свертываться в колючий шар. Это приспособление хорошо защищает ежа от его врагов (интересно, что он и не прибегает к другим способам защиты и, обладая острыми зубами, никогда не пытается укусить человека, берущего его на руки). Однако филин, вооружённый длинными и острыми когтями, справляется с ежами и поедает их, а лисица заставляет ежа развернуться, либо сталкивая его в воду, либо обливая его своей мочой.

3) Ёж обитает по опушкам лесов, в кустарниковых зарослях и в садах. Это животное преимущественно ночное. Подвижный, влажный, как у собаки, нос указывает на хорошее чутьё, помогающее ему отыскать добычу ночью. Питается ёж насекомыми, улитками, мелкими грызунами, лягушками. Интересна его слабая восприимчивость к действию яда, позволяющая ему справляться с ядовитыми змеями, которых он поедает. Как истребитель мышей, гадюк, слизней и вредных насекомых, ёж является полезным животным.

4) Для жилья и для выведения потомства ежи устраивают в углублениях почвы логовища из травы, опавшей листвы и мха. Детёныши родятся в числе 4–8, с закрытыми глазами и ушами; хотя иглы у них в это время уже имеются, детёныши кажутся голыми, так как их иглы у них не топорщатся, плотно прилегают к телу и при надавливании легко погружаются в кожу.

5) На зиму ежи впадают в спячку, закапываясь в листья и дёрн. Имеются наблюдения, что для переноски сухих листьев ёж применяет очень своеобразный способ: он катается по опавшей листве и таким образом насаживает листья на острия своих игл. Продолжительность жизни ежа составляет 8–10 лет.

Описание ежика для детей

Ежи — мелкие насекомоядные млекопитающие, чей образ хорошо всем известен. К ним наиболее близки тенреки и гимнуры — мелкие зверьки, похожие на ежей без колючек (или с малым их количеством). Кроме гимнуров ежи состоят в родстве с другими насекомоядными — землеройками и кротами. А вот колючий дикобраз, хоть и похож на ежа, но вовсе не родственник ему. Всего в мире существует 23 вида ежей, все они достаточно однотипны.

Европейский, или обыкновенный еж (Erinaceus europaeus).

Размер ежей колеблется от 10 до 20 см в длину, вес — 300-800 г. Тело у этих животных вальковатое, шея очень короткая и практически не видна. Голова по отношению к туловищу довольно крупная и широкая, конец мордочки вытянут в удлиненное рыльце. Глаза у ежей очень маленькие, похожие на бусинки, видят они не важно. Зато вытянутый нос очень подвижен и усеян вибриссами («усами»), поэтому обоняние у них отменное. Слух тоже чуткий, уши небольшие (за исключением ушастого ежа).

Хвост и лапы у этих животных невелики. Главной отличительной особенностью ежей являются колючки, густо усеивающие почти всю поверхность тела. Длина колючек всего 1-2 см, но расположены они очень густо; колючки растут на спине, лбу и боках ежей, в этих местах под кожей расположен слой кольцевых мышц, благодаря которым ежи могут сворачиваться в шар и кожа верхней части тела растягивается. Нижняя часть тела покрыта короткой шерстью. Окраска животных покровительственная (серая, буроватая), колючки часто двухцветные — с темным основанием и белыми кончиками. Среди ежей иногда встречаются альбиносы.

Колючки — это видоизмененные шерстинки. В отличие от других зверей у ежей никогда не бывает полной линьки, а колючки сменяются постепенно каждый год-полтора. Только больные особи могут враз полысеть.

Ежи обитают только на двух континентах — в Евразии и Африке (в северной ее части). В Северной Америке, несмотря на сходство ее климата с Европой, ежей нет. Эти животные акклиматизированы на некоторых островах (в Новой Зеландии, например). Разные виды ежей обитают в лесах, степях и даже пустынях. Живут эти зверьки поодиночке, придерживаются определенного участка, который регулярно обходят в поисках пищи. Правда ежи не метят территорию и не защищают ее от соперников. Активны эти зверьки преимущественно ночью, днем они прячутся от хищников (а южные виды и от жары) в зарослях кустарников, между корнями, в неглубоких норах. Нрав у этих зверьков мирный, а вот интеллект развит довольно слабо.

Ушастый еж (Hemiechinus auritus) — типичный обитатель пустынь.

Из-за коротких лап ежи не могут быстро бегать, поэтому обычно передвигаются неспешным шагом. Они не стараются быть незамеченными, ведут себя довольно шумно, пыхтят, шуршат листвой. Ежи могут позволить себе такую вольность, так как имеют отличное средство защиты — колючки.

С этим средством у ежей возникают определенные сложности: будучи неприступными для хищников, они в то же время лишены возможности за собой ухаживать. В самом деле, расчесать колючки или вылизать себя еж не может, поэтому часто становится переносчиком огромного количества клещей. В биологии существует даже единица измерения, которая называется ежечас. Так обозначают число клещей, собранных одним ежом за час передвижения по лесу. Чтобы избавиться от докучающих паразитов, еж может валяться в подгнивших фруктах — их кислый сок клещам не по нраву и они покидают своего хозяина. Отсюда возникло представление будто ежи питаются яблоками. На самом деле они отдают предпочтение животной пище: насекомым и их личинкам, червям, слизням, улиткам; если повезет еж может поймать ящерицу, змею, мелкого грызуна, разорить птичье гнездо. Эти зверьки довольно прожорливы, особи, живущие в умеренной полосе, к осени накапливают подкожный жир. На зиму северные виды впадают в спячку, южные активны круглый год.

Еж охотится на улитку.

Размножаются ежи раз в году. В зависимости от вида брачный период наступает весной или летом. Самцы находят самку по запаху. Особых брачных ритуалов у них нет, но самцы-конкуренты прогоняют друг друга наскакивая на соперника и норовя ударить его лбом. Вопреки домыслам колючая шубка амурным делам ежей не мешает и спаривание у них протекает также, как и у всех остальных животных. Беременность длится 40-58 дней. Самка рожает 3-5 детенышей. Ежата рождаются слепыми и голыми, с едва заметными зачатками игл в коже. Иглы новорожденных мягкие, но уже в течение первых суток они вырастают на 5-6 мм и твердеют. Мать кормит детенышей около месяца. В природе ежи живут мало 3-7 лет, в неволе 6-16. Главная причина высокой смертности — хищники.

Колючки у ежат развиваются раньше чем открываются глаза. На мордочке ежонка видны зачатки вибриссов, что указывает на важную роль обоняния в жизни этих животных.

Несмотря на колючую шубку у ежей находятся враги, от которых эта защита не спасает. На них нападают лисицы, шакалы, филины. В случае опасности еж сворачивается в клубок и с помощью подвижной кожи словно обертывается колючками. В таком состоянии он неприступен и может сохранять неподвижность длительное время, пока враг не уйдет. Однако иногда хищникам удается схватить ежа за незащищенный живот, филины могут ловить ежей благодаря оперенным лапам, защищающих их от колючек. А вот к яду змей, которых ежи иногда ловят, у них устойчивый иммунитет. К слову, ежам свойственна общая устойчивость к различным токсинам, они способны переносить действие многих ядов в высоких дозах. Южные виды ежей также очень устойчивы к перегреву и переносят его даже лучше, чем пустынные черепахи.

Еж, свернувшийся в клубок.

Ежи не имеют хозяйственного значения, но приносят пользу, уничтожая большое количество вредных насекомых и их личинок. Правда, в тех местах, где они акклиматизированы, эти звери могут причинять вред, уничтожая аборигенные виды насекомых и разоряя гнезда редких птиц. В неволе ежи хорошо уживаются, но для содержания в домашних условиях мало подходят. Следует учитывать, что они активны преимущественно ночью, шумят и не поддаются сложной дрессировке.

Почитать о животных, упомянутых в этой статье: лисицах, змеях, ящерицах, черепахах, слизнях.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector